Пермь и Пермский край

Положительный отзыв об организации БАРДЫМСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ, ТРУДА, ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

  • О папе, Тапаеве Гаптрахмане Аюповиче
    и тех, чья юность, пришлась на Великую Отечественную войну
    У лампы, под тихое мурлыканье голоса приемника «Нева», не на коленях у отца, и, не при-жавшись, а рядышком, мы из рода «воинственно берегущих свою нежность», изучаем карту его военной юности.
    «Дебрецен – Дебрецен, Будапешт – Гудапешт, Балатон – Балатон, Сёкешфёхервар –Сё – кеш – фёхер - вар, Вена – Вена, Прага – Прага…»
    Ещё долго я буду уверена, что есть на свете города, именно с такими загадочными именами. Врожденная генетическая деликатность, не позволит отцу исправить, услышанный трехлетней дочерью, Гудапешт на Будапешт, дабы не спугнуть, прививавшуюся давними вечерами, любовь к путешествиям.
    Вот оттуда пятёрки по географии, истории, астрономии. Всё оттуда: из подчеркнутых тро-фейной шариковой ручкой названий городов, на потрёпанной до явных прямоугольников, карте.
    В 72-х километрах от Праги встретил Победу. А до Пражской операции, в рядах З-го Украин-ского прошел Румынию, Венгрию, Австрию. Орден и медали, украшали его грудь, исключительно 9 мая, когда он с нами, а потом уже и с внуками ходил на памятные встречи с ветеранами.
    А вечером, (папа обычно немногословный и сдержанный), мы узнавали о том, что в другой день, вряд ли бы он поведал. Мою сестру Рузалию потряс его рассказ о том, как во время одного из переходов, когда пришлось продвигаться по лесной дороге, боец, сопровождающий их на обо-зе, предложил положить ружья на телегу, чтобы пробираться налегке. А папа, то ли предчувствия не обманули, то ли хорошо помнил слова присяги: «клянусь …быть бдительным …», сумел отго-ворить товарищей от весьма и весьма заманчивого предложения. Неизвестно, остались ли бы они живыми, когда вскоре их встретил огонь противника.
    Думается, что папа, с восемнадцати лет необратимо породнившись с Войной, ещё не раз прохо-дил не только по весенней Европе 45-го, а в памяти была и Земля, ещё не успевшая выветрить запах Курской дуги: танки – дыбом, с гусеницами разомкнутыми силой уже наступающих на Запад.
    В конце февраля 1943-го начал учиться азам артиллерийского дела на ускоренных курсах Тамбовского военного училища, эвакуированного на Урал.
    С ПРТом, похоже, расстались лишь в Гороховецких лагерях, потом служба в Иванове. По-лучил предложение продолжить службу в органах с переводом в Москву. Но, остался в Иванове, встретив зеленоглазую, с роскошными косами, да и носившую имя жены Пророка, – Хадичу.
    Наследник фамилии, мой брат Ибрагим, родился вторым, а до него мне приходилось при-нимать в подарок мальчишечьи игрушки. Я четко помню первый из них: выбегаю из подъезда, а навстречу папа протягивает мне, прямо под окном нашего дворника дяди Коли Дюковского, ко-ричневенький револьвер с пистончиками и тут же на ходу учит «военному искусству». Стрелять из лука не хуже дворовых пацанов, «фехтоваться» на деревянных саблях – школа «выросших и возмужавших в солдатских шинелях».
    А может это философия имени или сигналы из глубин родовой памяти:
    – … «А у вашего бабая (дедушки) были награды за службу в царской армии».
    – … «Папа, ты только никому об этом не говори, я ведь уже пионерка».
    А, о том, что до Аюб-бабая несколько поколений Тапаевых-Хамзиных почти два века слу-жили Богу, перестали бояться произносить вслух лишь в начале 90-х. Папины предки имели дос-точтимые титулы исламского духовенства, такие как «хазрят». «Слово «хазрят» могло быть при-соединено только к имени лиц, почитаемых наравне со святыми».
    В трудах академика А. Ф. Лосева «Философия имени» и П. А. Флоренского «Имена», гово-рится о взаимосвязи между именем и именуемым. Оба философа считают, что имя несет особую, только ему присущую смысловую нагрузку. «Тапай, Тапаг» – «служи; будь верным; будь работ-ником»: слово древнетюркского происхождения, о чем и свидетельствуют этимологические сло-вари.
    И ещё… Помнится, и это почти по-Окуджаве, «вечерами всё играла радиола, и пары танцевали» на асфальте двора моего детства. Это папа выставлял свою «Неву» на кухон-ный подоконник нашей коммунальной двухэтажки.
    В память об отце хранятся две громадных стопы грампластинок одна: с «дунайскими и амурскими волнами», «Рио-Ритой», утесовским грустным монологом «водителя кобылы», Шульженко… и, конечно же, нашими детскими пластинками: «Огород-наоборот», «Я сам» … Вторая – с мелодиями, что стали этнокамертоном, для оказавшихся по воле случая вдали от род-ных мест. Голоса Ильхама Шакирова, Гульсум Сулеймановой, Альфии Абзаловой звучали не только, когда собирались родственники, а просто, когда кому-то сильно взгрустнётся.
    Думается, что бóльшая часть нашего «я», хоть это и осознается лишь с годами, накрепко связана с прошлым, памятью о прошлом.
    Теперь уже и сама понимаю, чего стоило отцу пересматривать, перебирать папки, в которых хранились его воинские документы. Адреса фронтовых товарищей, (папа говорил именно так: «мой фронтовой товарищ», а не «фронтовой друг») продублировал на внутренних сторонах па-пок, с их письмами, считая, что так верней.
    Из писем, датированных июнем и июлем 1992-го:
    … «Нəрсə булды икəн сиңа, Гаптрахман? Син хаманда бер көе диеп язасың, безгə шунысы кай-гы инде. Кирякмягəн чир инде ул. Но, шулайда торелегə тырыш ничек кенə булсада…Без бит 43 елдан училищедəн башлап таныш. Икебез бит бер котелоктан ашап сугыштык…»(Рамазанов Ахматнур белəн Тəскирə – папин земляк из села Малый Ашап, Пермской области).
    … «Геннадий, ты и сам, наверное, не догадываешься, как ты меня поддержал на одной из на-ших первых встреч, я не надеялся, что меня кто-то помнит. И вдруг ты говоришь, что помнишь меня, ссылаясь на такую деталь, что я любил стрелять из пистолета, постоянно тренируясь в меткости стрельбы. Меня это очень тронуло». (Вайсман Вениамин Михайлови – командир ми-нометного взвода, Минск)
    Из письма Вениамина Михайловича, но уже когда папы не стало: «Под впечатлением того, что случилось, не могу найти подходящих слов … мысли перепутались: то вспоминается наша молодость, война, встречи ветеранов в Москве, то его последнее письмо. … Отец ваш был хо-рошим солдатом, отцом, другом и Человеком с большой буквы. Не мне вам это говорить, вы его лучше знаете, но, я тоже немного разбираюсь в людях и для меня это тоже большая потеря...». «Идеализация личности основана на том лучшем, что есть в нас», – вычитала я недавно у Шавка-та Абдусаламова в воспоминаниях об Андрее Тарковском
    … «Здравствуй, дорогой фронтовой друг, земляк! … Ты сильно не расстраивайся из-за ухудшения здоровья, держись по-фронтовому, всё утрясется… С уважением, Тагировы Махмуд и Роза, 25 мая 1992 года, родом из Юкшура, Пермской области».
    … «Бүген Перьмьдə, яшьташем Мөхамөдияр аша, минем иптəшем, яшьташем Гаптрахманның вафат булганын, ишеттем. И, донья! Бүген кеше бар, ə иртəсен, уже юк! Нин-ди иде ул Гаптрахман минем өчен, да, минем əбием дə аның озын һөм матур язган хатларыңны өзелеп тыңлап утыра иде» (Сабиров Сабит һəм Нəҗмисурур, Пермская область, дер. В.-Ирень).
    Папа тоже иногда зачитывал нам фрагменты страниц фронтового братства.
    Теперь уже я периодически созваниваюсь с Минском, чтобы услышать, ещё бодрый голос командира минометного взвода Вениамина Михайловича, а услышав: « Дочка …», не сразу уда-ется сдержать волнение.
    В июне 1992-го солдат 3-й Украинской Армии Гаптрахман Тапаев рядом с фронтовыми то-варищами уже в последний раз мысленно прошел: «Дебрецен – Будапешт – Балатон – Сёкеш-фёхервар – Вену и майскую победную Прагу…»
    Тапаев Гаптрахман Аюпович – (3.02.1925 – 26.06.1992 гг.), родился в деревне Кудаш, Бардымского района, Пермской (Молотовской) области – рядовой стрелок Великой Отечествен-ной войны, награжден Орденом Отечественной Войны II степени и медалями: “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За взятие Будапешта» “За взятие Вены” “За освобождение Праги» и другими наградами.
    зам. председателя Национально-культурной автономии татар
    Ивановской области – Тапаева Хатимя Гаптрахман кызы диеп кул куям. –

Объявление № 6644, просмотрено 862 раза

Комментарии

  • Спасибо тебе огромное за то, что "рассказала" о нашем милом, светом,добрым, честным и чистой ангельской душой - о нашем папе.Читала с глазами полными слез.Как его не хватает в нашей жизни.Вот уже 20 лет нет его, а память о нем каждую секунду .Родной, любимый наш. Я люблю тебя папочка.Сердце и душа плачут без тебя.

Добавить свой комментарий
  1. Комментарий должен содержать от 50 до 5000 символов.
    Рекламные сообщения НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.

  2. Например, псевдоним или фамилия и имя. Будет отображаться на сайте.
    Если вы уже зарегистрированы на сайте - войдите в систему

  3. Введите символы показанные на картинке.
    Публикуя свой комментарий, вы соглашаетесь с правилами использования сайта.
    Ваш комментарий появится после подтверждения модератором.